Top.Mail.Ru
Библиотека знаний

Предпечатная подготовка "корень всех бед"

С какими проблемами типографиям приходится сталкиваться на производстве?

  • Плохая допечатная подготовка. Дизайн, верстка, спуск полос, цветоделение, цветокоррекция, вывод форм– все имеет значение. Ошибка, допущенная на любом этапе, проявится на печати. Исправить — уже невозможно.

Качество печати на 90% зависит от препресса.



Для справки:

Препресс (от англ. pre-press — допечатные процессы) — совокупность допечатных процессов, включающая обработку изображений, верстку, спуск полос, изготовление печатных форм. В настоящее время под понятием «препресса» также подразумевается графический дизайн и изготовление макета.

Заказчик думает о своем макете лучше, чем он есть на самом деле.
Распространенные ошибки в макете:

  • Низкое качество иллюстраций.
  • Плохо сделанные фотографии, на которых при печати лицо человека посинеет.
  • Не предусмотрены припуски на обрезку.
  • Неграмотно выполненная цветокоррекция, как результат избыточное количество краски на оттиске.
Заказчику нужно отнестись с полной ответственностью к подбору персонала для проведения допечатной подготовки. Очень важно соблюдение требований к макетам. Мы рекомендуем собрать больше информации о фирме, изготавливающей макет и посмотреть образцы или портфолио на сайте.
Многие типографии, в том числе и наша, принимают макет в электронном формате, но желательно с распечаткой макета на бумаге, по которой мы можем сразу увидеть какие-то ошибки и не допустить их при печати.

ПОЧЕМУ ПОЛУЧИЛОСЬ ТАК ПЛОХО?

Неопытные заказчики получая тираж говорят: «…на мониторе все выглядело ярче, красивее!».
Проблема здесь не в том, что типография не справилась с печатью тиража. И дело здесь не в «умении печатать», а в законах физики и оптики, перешагнуть через которые не удастся.
Изображение на мониторе довольно далеко от того, что может напечатать типография. Причина в разнице способов воспроизведения цвета, калибровки монитора и, как следствие, совсем разных цветовых охватах. Чем ярче и насыщеннее цвет на мониторе, тем труднее его будет воспроизвести на печатном оттиске.

РАЗЛИЧИЯ БУДУТ ВСЕГДА

Бытует мнение, что отпечатать можно все что угодно. По факту что-то можно напечатать, а что-то нельзя, и это во многом зависит от оборудования конкретной типографии.

У любого способа печати и у разных печатных машин свой цветовой охват и он не безграничный. Например, если вы напечатаете брошюру с использованием фирменных цветов в одной типографии. А потом поручите работу другой типографии, то увидите, что цвета отличаются. Воспроизвести абсолютно идентичные оттиски на разных печатных машинах невозможно. Цвет разных тиражей разный — самая распространённая проблема. Может случится и при печати разных тиражей в одной типографии в том случае, когда печатают на разных машинах, заказчик выбрал разную бумагу, либо меняются настройки (режимы) или краска, тонер.

Печать — сложный процесс. Здесь важную роль играют бумага, краска, оборудование, условия печати (влажность в печатном цехе, температура и даже время суток). Перечисленные факторы практически никогда не бывают одинаковыми. Поэтому и различия будут всегда. Единственное, чего можно добиться — это минимизировать их. Например, подобрать оттенок, близкий к исходному, с едва заметными глазу отличиями, но это требует дополнительных средств и времени.
Различия в макете и на печати
Проблема цветопередачи частично решается за счет предварительной аналоговой цветопробы, которая имитирует несколько усредненных вариантов печати. Однако здесь, следует учесть, что если реальная печать (выбранный тип бумаги, плотность, краски) будет отличаться от того, что мы имитировали на белой глянцевой бумаге средней плотности, то и цвета также будут отличаться.

Для справки:

Цветопроба позволяет предварить ожидаемый оттиск. Условно можно следующие виды:

  • Оценочная цветопроба позволяет приблизительно определить цвета. Получить ее можно на цветном офисном принтере.
  • Аналоговая (или контактная) цветопроба. Для получения аналоговой цветопробы необходим комплект цветоделенных фотоформ (так называемые, пленки). Но даже несмотря на использование самого современного оборудования, нет стопроцентной гарантии, что результат печати в типографии будет выглядеть так же.
  • Цифровая цветопроба возникла одновременно с цифровой печатью и получила стремительное развитие. Для ее получения необходимо профессиональное оборудование, поэтому не следует путать ее с распечаткой на офисном принтере.
Совет от типографии:

Чтобы избежать критичной ошибки в искажении цвета, предоставьте типографии уже распечатанный образец для повторного тиража и с самого начала обозначьте, что цветопередача должна быть именно такой.

Если образца нет и вам критичен вопрос цвета оттисков тиража, стоит заказать цветопробу, а еще лучше пробный оттиск, который делается прямо на тиражной машине. Но и это не 100% гарантия.

Следует учитывать что на изменение цвета может повлиять дальнейшая обработка тиража например, лакирование или ламинация. Такое изменение цвета никак не будет учтено в цветопробе.
Претензии по цвету — не единственный повод для недовольства. И чем сложнее заказ, тем больше параметров, которые могут не соответствовать ожидаемым. В этом случае наиболее правильным решением будет приезд заказчика в типографию. Это позволит выяснить все особенности производства не только с менеджером, принимающим у вас заказ, но и с технологом производства. Подобные разговоры «на троих» гораздо более эффективны, чем заочное общение по телефону. Менеджер хоть и владеет необходимыми знаниями о производстве, но не может постоянно держать в голове десятки и сотни нюансов относительно всей технологической цепочки.
Совет от типографии:

Для получения качественного результата начните работу с типографией задолго до того, как вы принесете свой заказ. Идеально, если первая встреча состоялась еще на этапе дизайна: это позволяет понять, какие возможные технологические ограничения могут помешать реализовать задуманное. Следует посмотреть работает ли в типографии полиграфист-технолог в связке с дизайнером и верстальщиком. Оценить технологические возможности типографии и ознакомится с примерами работ.
Все о печати